Проект ИнтерГуру закрыт c 1 января 2013 г.
Интергуру - государство учителей.
    Главная    Положение    Участники    Результаты    Рейтинг-2025    Биржа труда    Гoстeвая    ЧаВо    Чат Нас уже 34031 чел.

Ведущий:

Ляпин
Александр
Петрович
 Колонка ведущего:
  • Еще раз хочу заострить ваше внимание на том, что территория Профи-консультант предполагает конкретные вопросы и конкретные ответы! Придерживайтесь простого правила: отвечайте именно на вопрос, а не комментируйте ответы других участников! А если Вы не согласны с предыдущими ответами, можно написать авторам лично через SOS.

  • 09.03.11


  • Знаете ли вы...
    ... что найти вопрос по его номеру можно, указав номер вопроса в графе поиск!

  • 28.11.10


     Рубрикатор:
    Инфотека
    Педсовет
    Педагогический класс
    Коллекция фактов
    Профи-консультант
    Тест-центр
    Академия
    Конкурсный зал
    Детская территория



    Stalker TOP
      Новости   Правила   Разделы   Рейтинг   Топ-100   Номинации   ВиО

    Просмотр ответов на вопрос:

    Вернуться Вернуться 

    / Предметные дисциплины / Русский язык и литература /

    Надо ли знакомить учащихся с историей русского языка?
    Ответы №1 - №7 из 7
    Почти все мы являемся классными руководителями. Я не раз сталкивалась с тем, что дети не знают происхождение слов, выражений, не могут правильно объяснить смысл какого-то выражения или фрезеологизма. А откуда же они будут это знать, если им это не объяснить? Конечно, надо! И лучше, если это будут учителя русского языка (опыта больше), а не классные руководители (другие предметники). Все равно они должны знать свои корни, будь то история или русский язык.
    Я филолог. Вот уже два года один раз в неделю веду изучение "Истории русского языка" в 5-6 классах. В Пермском ПГПУ дана рецензия на составленную мной программу.Вела факультатив для учащихся 7-11 классов по подготовке к олимпиадам. Из опыта работы выступала на краевой крнференции, для учителей района, для студентов-заочников филологического факультета педагогического университета. Везде получаю положительные отзывы.Назову лишь несколько тем: "Откуда есть пошла русская письменность", "От аза до ижицы", "Происхождение кириллицы и глаголицы", "Обучение грамоте в период усвоения правил чтения", "История современных знаков препинания", "Современные приметы старинных слов", "Из истории русских падежей" и т.д. При провыедении занятий использую материалы "Необычайное путешествие в Древнюю Русь" Т. Мироновой, "Занимательное путешествие по страницам истории русской лингвисмтической науки","История русского литературного языка" А.Камчатнова, "Русский язык в кроссвордах" С.Львовой. Дети пишут кириллицей, пробуют читать на дрнвнерусском языке, рисуют буквицы, составляют кроссворды. Заканчиваем учебный год Праздником славянской культуры и письменности. Победителям вручаются ордена Кирилла и Мефодия, грамоты.
    Конечно, нужно! Без знания истории языка (а это не только происхождение отдельных слов и выражений) теряется понимание, что всё в нашем языке подчиняется логике, одно вытекает из другого. Многие звенья цепочки в современном языке утрачены, и ребятам кажется, что язык - это свод правил, а откуда они взялись и почему ЖИ-ШИ пиши с И, а ЧА-ЩА с А непонятно. История языка позволяет восстановить логическую цепочку, и тогда правила становятся понятней и легко выстраиваются в алгоритмы. Я уже не говорю о том, что подготовка к олимпиаде и успешное участие в ней без знания истории языка не возможно.
    Я за историю языка не ради самой истории, а ради практической грамотности и компетентностей. Помогают сведения о звательном падеже отличать обращение от подлежащего, а продуктивные и непродуктивные классы глаголов разобраться с современным спряжением, примеры падения редуцированных и палатализации К,Г,Х объясняют определённые чередования..., почему этим не пользоваться, чтоб дети бездумно не учили правила и не стонали от исключений?!
    Дамы, я вам просто завидую. Вероятно, у вас есть возможность изучать историю языка. У нас, к сожалению, всегда натыкаюсь на "нельзя, нет дополнительных часов", нет факультативов и элективов в 5-8 классах. А как раз тогда изучается орфография. Скользить по верхам не вижу смысла, а углубиться нет возможностей.
    Когда у меня не было возможности вести отдельно уроки по истории языка, включала отдельные интересные и НУЖНЫЕ для повышения грамотности учащихся материалы в темы уроков. Это оправдывало себя. Уроки строила на этимологии. Это приносило свои плоды. В 5-7 классах у меня не было троек по итогам года по русскому языку. Ребятам было интересно, учились с желанием. А подтолкнул меня УМК под редакцией М.М. Разумовской. В учебниках и книге "За страницами школьного учебника" С.И. Львовой достаточно исторического материала. Может быть, использовать метод проектов? Попробуйте!
    Когда я начинала работать в 5 классе, давала мини-исследования для детей по изучаемым вопросам, в том числе и по истории языка. Особенно привлекательными для детей были темы по истории лексики, хотя была интересная работа по истории ударений в заимствованных словах (Мы с ней потом на городской конференции выступали). Итоги исследований дети обязательно представляли на уроках в конце четверти, когда оценки выставлены. В старших классах такая работа не пошла, слишком мало времени. Но при подготовке к ЕГЭ я использовала тексты Шанского, Успенского, Панова для анализа по модели ЕГЭ, а вот работу с крылатыми словами и фразеологизмами и старших классах не оставляла - дети готовили карточи с крылатыми выражениями, объясняя в них всё - от звучания и написания до значения, потом в группах делились полученной информацией, а самые интересные случаи заслушивали все. Знаю, что многие ребята брали карточи друг у друга (для полноты представления).
    Ответы №1 - №7 из 7

    Главная | Положение | Участники | Результаты | Рейтинг-2025 | Биржа труда | Гoстeвая | ЧаВо | Чат

    2001-2025 @ АНО "Компьютер и дети"
    Банк образовательных ресурсов
    Обсуждение разнообразных проблем в области образования
    Здесь Вы можете поделиться с коллегами опытом того, как можно без ущерба собственному достоинству, не потеряв уважения учащихся выйти из затруднительной ситуации
    Здесь Вы можете найти интересные факты по определенной
    теме, или поделиться имеющимися у вас наработками
    Здесь Вы можете задать вопрос, на который хотите
    получить ответ от своих коллег или специалистов
    Здесь Вы можете пройти тестирование по различным областям знаний,
    а так же создать свой тест
    Академия Интергуру
    Конкурс учительских команд (КУК)