|
Еще раз хочу заострить ваше внимание на том, что территория Профи-консультант предполагает конкретные вопросы и конкретные ответы! Придерживайтесь простого правила: отвечайте именно на вопрос, а не комментируйте ответы других участников! А если Вы не согласны с предыдущими ответами, можно написать авторам лично через SOS.
09.03.11
|
Знаете ли вы...
... что найти вопрос по его номеру можно, указав номер вопроса в графе поиск!
28.11.10
|
|
|
|
|
|
Просмотр ответов на вопрос:
Вернуться
/ Теория и методика /
На каких щкольных предметах и как можно формировать критическое мышление?
|
Думаю, что на гуманитарных, прежде всего. Начиная с истории и обществознания (политики в стране :-)), заканчивая литературой (герои произведений). А в принципе - на всех. Критиковать можно ответ учащегося (устный), реферат по любой теме любого предмета, но критика д.б. разумной. Т.е. детей нужно учить высказывать свои мнения с целью усовершенствования критикуемой работы, а не с позиций личных амбиций. Для этого нужно составить что-то вроде памятки, просить детей пользоваться ею, поощрять за конструктивные предложения. Тогда они будут внимательны к своей речи, к оформлению работ и т.д.
|
|
Критическое мышление может развиваться на любом предмете. Включая физкультуру:-). Развивать его будут задания, имеющие несколько правильных решений. Или хотя бы несколько правильных способов решений. Из тех, кто работает рядом со мной, больше всех в этом приуспели ТРИЗовцы. Там даже специальный школьный предмет для этого есть ТРИЗ-РТВ. Развитие ТВОРЧЕСКОГО воображения (РТВ) - потому, что нестандартность, критичность с т.зр. т.наз. когнитивных теорий креативности(Гилфорд, Торренс - наиболее известные у нас представители) является основой творческого мышления. ------------ У ТРИЗовцев разработаны спец. программы на все возраста, начиная с1-го класса. ------------ Однако, важно не переборщить. Чтобы критичное мышление не "переросло" в личностную (стилевую) характеристику. Нестандартно мыслящий человек, везде находящий свои пути, мало чего принимаюзий на веру конечно может успешно решать очень трудные для большинства задачи, не имеющие решений вообще. И быть при этом очень одиноким. Особенно, если этот человек - подросток. Слишком он непонятен будет для сверстников, которые, в свою очередь, для него очень важны. И неважно, что он при этом небрежно о них отзывается. Мне достаточно много приходится работать с подростками, получающих "пятёрки", мыслящими весьма самостоятельно, глубоко и необычно и не способными выстроить отношения со своими сверстниками. ----------- Чтобы этого не случилось, необходимо, чтобы само по себе критическое мышление не становилось сверхценным для учеников. Тоесть, не стоит этому уделять слишком много времени и внимания, слишком высоко оценивать их успехи.
|
|
Совершенно согласна с ответом 1. Считаю, что развитие критического мышления не самоцель, а элементы Тризы в строенные в урок делают чудеса, только начинать это надо как можно раньше. А одарённых всегда были и я думаю будут трудности в общении, и дело тут не в их критическом мышлении, а развитии сверстников, с которыми они общаются.
|
|
Уверен, что вопросы формирования мышления школьников (и в плане постановки проблем развития интеллекта, и в отношении их разрешения) – из ряда важнейших, системообразующих как для школьного, так и для специального образования. --------- С нетерпением ожидал ответов на заданные вопросы («на каких предметах» и «как» …), заодно рассчитывая понять, о каком именно мышлении пойдет речь. Например, в форуме ВИО активно обсуждалась публикация (Петров А.Е. Критическое мышление, постмодернизм и информатика. Вопросы Интернет-образования, №16, 2003), в которой критическое, или рефлексирующее («правильное», «полноценное», научное), мышление рассматривается как ограниченная по возможностям (!!!) составляющая классического европейского мышления – исторически определенного этапа развития, на смену которому приходит (??) мышление постмодернистское. Надеялся на освещение этой темы в ракурсе постановки задач предметного обучения и технологических схем их решения. --------- Предложенные ответы касаются в основном первой части вопроса и, отражая развивающие возможности для каких-то (каких именно?) граней мышления на весьма специфических видах деятельности, рассматривают мышление критикующее (Иванов И.И.), и критичное (Петров П.В.), причем с акцентом на методике, развитой для решения изобретательских задач. Безусловно, и это тоже пути формирования интеллекта, но пути – разные и по «маршрутам», и по конечным результатам. --------- Разделяя убежденность авторов в возможностях формировать мыслительные навыки на тематической базе самых разных предметов, полагаю важным заметить, что признание в целом таких возможностей не означает их равенства в деталях. Различия в характере предметного материала, в качестве требуемых по программе знаний, в элементах предлагаемой интеллектуальной деятельности предопределяют различия в отдельных специфических компонентах и в универсальных инструментальных комплексах мышления, совокупность которых и вооружает интеллект. Например, существующие программы по литературе малоэффективны для формирования математического мышления, истории – для алгоритмического, алгебры и геометрии – для целесообразного или причинного мышления, а ведь это инструментарий классического научного, т.е. критического мышления. --------- В разного рода публикациях, в общении и преподавателю, и учащемуся приходится с переменным успехом разбираться с множеством типов, форм, характеристик мышления: математическое, физическое, инженерное, историческое, проектное, …; аналитическое, логическое, диалектическое, системное, …; образное, мифологическое, целесообразное, причинно-следственное, …; нестандартное, творческое, креативное, критическое, … Разделение по разным, не всегда четким основаниям, часто со смешением понятий. Чему учить? Тут ворох серьезных проблем, и в том числе – внятная, конструктивная систематизация понятий, осилить которую можно лишь коллективной работой, м.б. начав ее в Педсовете. --------- Крайне актуален и вопрос о том, каков минимальный набор инструментов мышления, удовлетворяющий критерию достаточности при формировании интеллекта школьника. Кратко пояснить общее направление можно в рамках аналогии с механическим инструментарием. Каждый из многочисленных инструментов имеет свою область эффективного применения, возможно расширяемую при соответствующей переналадке. Для каждого можно указать сферы неоптимальные и особо – опасные, рискованные, т.е. нежелательные. Необходимы: знание о конкретном инструменте и должное его освоение, от первичных навыков до умения и м.б. мастерства. Однако современность требует применения многих инструментов к очень разным материалам (только топором и без единого гвоздя архаизм). Значит надо учиться и учить корректно подбирать адекватные цели инструменты, а также грамотно выстраивать технологию процесса достижения результата, при этом, возможно, работая не в одиночку, а в команде. Очень важный момент: современный динамизм обновления инструментов, материалов, технологий, целей не позволяет ограничиться обучением конечному набору типовых ситуаций, традиционная ориентация на стандарты в деятельности становится помехой.
|
|
Мне кажется, что Ольга Владимировна задает провокационный вопрос. Как учитель математики, она формирует на своем предмете "математическое мышление", как учитель информатики - "информационное мышление". Следуя этой нехитрой привычной логике (то есть, как бы, мЫсля), на истории формируется историческое мышление, на логике (раньше был такой предмет) - логическое, экономике - экономическое, технологии - технологическое, и т.д., желающие могут продолжать этот ряд... ;-) Да, еще: творческое мышление, конечно, формирует ТРИЗ. Только нет в массовой школе такого предмета. На рисовании, вероятно, формируется художественно-образное, а на литературе - литера... стоп! Эврика! Что на литературе в основном осваивают? Фактически, литературоведение, которое почему-то все сосредоточено в литературной критике. Вот мы и пришли к "правильному" выводу, согласно которому критическое мышление = литературное мышление. ------- Этот, извините за выражение, бред, является более или менее "правильным" ответом на вопрос Ольги Владимировны, если относиться к нему "серьезно" и "правильно", то есть, не критически. Но если отнестись критически, то получится еще хуже (на слово поверите, коллеги?). ------ Не следует отождествлять критическое отношение с критическим мышлением. А как только мы поймем, что это называемые сходно, но совершенно разные вещи, то мы, может быть и не сразу, но увидим, что некритического мышления не бывает. Я бы сказал даже, для жесткости тезиса, что критика и есть мышление. Главное я сказал, а вывод, после некоторого "критического" размышления я получил такой: Согласно традиционному школьному предметному содержанию и методике, мышление (никакое) ни на каком предмете формировать нельзя. Можно ли его вообще "формировать" или только "выращивать" - это отдельный вопрос. Слово "нельзя" здесь может пониматься в двух смыслах: 1) "не положено" и 2) "невозможно". В моем ответе используется первый смысл - "низ-зя!", из которого следует очевидно и для немыслящего, что, если не нарушать программы и методики, то и "невозможно". Однако, некоторые учителя осмеливаются, - с риском, тем меньшим, чем больше они имеют опыта и чем лучше они владеют своим предметом, - осмеливаются выходить за "правильные" рамки. Они иногда позволяют себе рассуждать вместе с учениками об основаниях своего предмета, о связях с другими предметами - словом, они выходят за рамки предмета. Тут возможны искры мысли. Но это - как и кому повезет... ------ Для тех из коллег, кто сомневается, правильно ли он меня понял, я скажу образно: мышление нельзя формировать на школьных предметах, его возможно выращивать "на переменках". -------- Отдельное спасибо Ольге Владимировне за хороший провокационный вопрос - матерь критического, то есть всякого вообще мышления. ;-) ============= P.S. Уже отправляя свой ответ, еще раз увидел ответ Пономарева И.И., смысл которого после собственных размышлений, стал мне понятен, и минут через двадцать мзучения - близок. Никакого критического отношения, все верно! Тем не менее, я решил оставить и свой ответ, мне он показался несколько более простым. И вообще, размышлял ведь, не выбрасывать же...
|
|
... Если говорить о начальной школе, на мой взгляд, наиболее способствует развитию критического мышления система Занкова.
|
|
Согласен с постановкой коллегами другого, более объемлющего вопроса: "А можно ли в современной школе учить мышлению?"
Мышление, в самом широком смысле понимаемое как осознание своего сознания, возможно двумя принципмально разными способами: за счет рефлексии - выхода за пределы контура сознания (при этом утрачивается флексия - чувства, эмоции, переживания), и за счет инверсии - превращения внутреннего контура во внешний и наоборот (при этом возникает сопереживание, эмпатия, сострадание...). Первый сособ мышления обеспечивается самоопределением субъекта (ЧТО - надо, должен, буду, могу, хочу), а второй - социокультурной идентификацией личности (ОТКУДА это вырастает?). Чтобы не впасть в очередной раж спора, подобный противостоянию Выгодского и Пиаже, лучше всего признать взаимную дополнительность этих способов.
Тогда первичный вопрос можно переформулировать: "В какой своей части современная школа формирует знания, умения, навыки (да, да, - в тех самых ЗУНах нет ничего криминального, беда в их ограниченности и в скудности материала, на котором они разворачиваются) самоопределения и в какой части - социокультурной самоидентификации.
Тогда сам вопрос о том, на каком предметном содержании этот выход в мышление по двум каналам рефлексии-флексии и инверсии-версии производить, отпадает сам собой. Главный вопрос не - на чем?, а - каким образом? КАК?
Честный ответ - НИКАК! Наша современная школа не для этого предназначена, как социальная институция. Для чего - это отдельный непростой вопрос.
|
|
Уважаемые Коллеги! К сожалению, с большим запозданием обнаружил этот вопрос и последовавшую за ним дискуссию. Мой ответ - информатика и геометрия. Его я нашел еще лет двадцать назад, а обоснование опубликовал в разных статьях и завесил на странице http://vphedotov.narod.ru/03/pub/1991/7.htm своего сайта.
|
|
Уважаемые коллеги! Присоединяясь к обсуждению, хочу сказать, что в школе, как и в любом другом месте, где происходит общение, возможны разные типы мышления, сознания, рефлексии и т. п. Все зависит от того, кто говорит и о чем. Если учитель позволяет себе нелегкий труд задумываться о том, что же он преподает, изменяет варианты подачи материала, опроса, он уже формирует мышление нетривиальное, оно же по сути критическое. Часто учителю не обязательно "специально" учить критическому мышлению, оно формируется косвенно, опосредованно, через общение и отношение к массе, объему материала, который нужно усвоить. Заметим, не бездумно заучить, а именно усвоить, присвоить, сделать своим тот объем информации, который станет частью сознания. Вот мы и подошли к проблеме, которую я называю "определимся с терминами". Что в понимании каждого из нас является критическим мышлением? Какова цель? Очевидно, что у каждого она своя. На мой взгляд, цель работы щколы, учителя состоит в формировании навыков освоения и принятия информации. Если ребенок точно осознает и воспринимает информацию, которую ему преподает учитель, осознает, что ему нужно усвоить, для чего - мы можем говорить о началах формирования критического мышления. Таким образом, критическое мышление - это прежде всего осознанное отношение к своим действиям (образовательным в том числе, умение выбрать из всего объема культурного наследия именно то, что привлекает именно тебя, умение объяснить свой выбор, подобрать яркие примеры, сформировать жизненную позицию по определенному вопросу. Спасибо!
|
|
Критическое мышление может формироваться абсолютно на любых уроках. Самое главное, чтобы в этом был заинтересован педагог, если он не только не боится отвечать на каверзные вопросы наших любознательных детей, но еще и приветствует это. Безусловно, что большее предпочтение в развитии критического мышление я отдаю замечательной науке "Логика", которую преподают в редких школах, а также таким предметным дисциплинам как "Обществознание", "История", "Геометрия" и "Информатика".
|
|
|
|
|