|
Еще раз хочу заострить ваше внимание на том, что территория Профи-консультант предполагает конкретные вопросы и конкретные ответы! Придерживайтесь простого правила: отвечайте именно на вопрос, а не комментируйте ответы других участников! А если Вы не согласны с предыдущими ответами, можно написать авторам лично через SOS.
09.03.11
|
Знаете ли вы...
... что найти вопрос по его номеру можно, указав номер вопроса в графе поиск!
28.11.10
|
|
|
|
|
|
Просмотр ответов на вопрос:
Вернуться
/ Теория и методика /
И на ГУРУ, и в профессиональной практике часто встречаюсь с прямопротивоположным отношением к "манипуляциям". Манипуляция - это плохо или хорошо для педагога?
|
Манипуляция - управление. Негативный оттенок этого слова сложился потому, что в основном предполагает управление в корыстных целях. Если корыстная цель- добится качественных знаний, то манипуляция хорошо. Если цель- добиться лучшей оценки - то не очень.Если добиться незаслуженных результатов - совсем плохо.
|
|
Манипуляция - управление человеком. По-моему, это не просто плохо, это недопустимо. Человек - может быть только целью, но не средством. Манипуляция, как я понимаю - обман. Ставятся одни цели, а формулируются - другие. Правильно, если человек, по моим убеждениям, - субъект собственной деятельности. Реальный. Учитель помогает ему ставить собственные цели и их реализовывать. Идеалистка?
|
|
Уже отвечал на похожий вопрос №149. К сказанному могу добавить следующее. --- В манипуляци есть опасность определённой иллюзи. Можно начать думать, что всё (почти всё) под контролем, всё учтено, все колёсики смазаны, все пешки раставлены... При этом можно даже в своих планах, расчётах опираться на какие-то научные даные, компетентные мнения. И на определёном этапе забыть, что все эти расчёты - лишь ЧАСТЬ реальности. --- Сам по себе манипулятивный подход может быть довольно продуктивым, если помнить о такой иллюзии. Тогда появляется шанс винить в собственных просчётах именно себя. И, следовательно, какие-то свои схемы пересмтреть с учётом активности, так сказать, других субъектов деятельности. Именно так большая часть американских психологов-"поведенцев" постепенно перешла к гуманистической парадигме. Кстати, стихийно, и исключительно из своих корыстных интересов:-)
|
|
"Старайитесь избегать конфликтов... контролируйте себя... примите это легко”, - постоянно советует Дейл Карнеги. “Что ж, попробуйте, но когда вы, измотав до предела свою нервную систему, придете ко мне лечиться, я вам дам прямо противоположный совет”, - так пишет Э. Шостром в своей книге “Человек-манипулятор”, ставшей бестселлером во многих странах мира Манипуляция (от лат. - горсть, пер.зн.) - махинация, мошенническая ловкая проделка. Махинация - (от лат. хитрость, уловка) - “Недобросовестный способ достижения цели; нечестная, хитрая проделка” Аферы, махинации, мошенничество, блеф, стратагемы, манипуляции, психологические и рефлексивные игры, политические интриги и мистификации, манипулятивное воздействие, провокации, психологические и тайные операции, пропаганда и психологическая война, управление противником, политические игры и рекламные кампании, политическая и коммерческая реклама, дезинформация и оперативные игры - далеко не полный перечень понятий, используемых для обозначения способов и проявлений феномена тайного принуждения человека"
Для педагога применение приемов управления сознанием(мнением) класса, коллег скорее неосознанное, спонтанное, ситуационное - неизбежно. Главное - цель. Праведная или иная. Для добра или зла. Манипуляция - оружие. Главное - в чьих она руках.
|
|
Манипуляция - это само по себе не хорошо, и не плохо. Это оценочное суждение субъекта, обнаружевшего скрытую от него до поры до времени "повестку дня". Если второй рефлексиный слой при коммуникации вскрывает сам говорящий - то какая же это манипуляция? Если слушающий обнаруживает этот смыловой солой сам и раньше, то тут надо разбираться с позицией говорящего: его ценностями, целями, задачами... Если личной его выгоды не обнаруживается, то какая это манипуляция? Дети склонны к манипуляция с родителями когда канючат в надежде получить сладенького или притворяются больными, чтобы не пойти в школу. А ученики, изображающие на уроке усиленный интерес к второстепенным вопросам, лишь бы отдалить время опроса по домашнему заданию?
Так что есть манипуляция, а есть - манипуляция...
Что я сам сейчас сделал?
|
|
|
|
|