Проект ИнтерГуру закрыт c 1 января 2013 г.
Интергуру - государство учителей.
    Главная    Положение    Участники    Результаты    Рейтинг-2024    Биржа труда    Гoстeвая    ЧаВо    Чат Нас уже 34031 чел.

Ведущий:

Ляпин
Александр
Петрович
 Колонка ведущего:
  • Еще раз хочу заострить ваше внимание на том, что территория Профи-консультант предполагает конкретные вопросы и конкретные ответы! Придерживайтесь простого правила: отвечайте именно на вопрос, а не комментируйте ответы других участников! А если Вы не согласны с предыдущими ответами, можно написать авторам лично через SOS.

  • 09.03.11


  • Знаете ли вы...
    ... что найти вопрос по его номеру можно, указав номер вопроса в графе поиск!

  • 28.11.10


     Рубрикатор:
    Инфотека
    Педсовет
    Педагогический класс
    Коллекция фактов
    Профи-консультант
    Тест-центр
    Академия
    Конкурсный зал
    Детская территория



    Stalker TOP
      Новости   Правила   Разделы   Рейтинг   Топ-100   Номинации   ВиО

    Просмотр ответов на вопрос:

    Вернуться Вернуться 

    / Теория и методика /

    Как заместитель директора по ИКТ анализирую урок с использованием информационных технологий. И что анализировать? Как применяется или что применяется, или анализировать качество того, что применяется? Для себя решила, что буду отслеживать качество применения: уровень презентации (фон, цвет, качество рисунков, содержание с точки зрения информации и ее предложения), готовность учащихся принимать информацию в таком виде. Может быть уже кто-то сталкивался с подобной задачей? Совместными усилиями может быть разработаем схему анализа урока с применением ИКТ?
    Ответы №1 - №8 из 8
    Не считаю верным оценивать презентации (хотя об их качестве с учителем поговорить стоит или порекомендовать ресурс из Инфотеки о создании прзентаций к уроку), скореее нужно рассматривать уместность применения ИКТ на том или ином этапе урока. Действительно ли это оправдано и позволяет получить какие-то позитивные результаты?
    Кроме разделов обычного анализа добавляются ещё:
    1. Свободно ли учитель УПРАВЛЯЕТ компьютером (опасается или нет, теряет контакт с аудиторией или нет во время работы на компьютере)
    2. Дидактический материал авторский или сторонних авторов (Не всегда авторский лучше и наоборот. Главное, чтобы информация хорошо воспринималась учащимися.)
    3. Необходимость использования ИКТ (не всегда компьютер, вообще, нужен на уроке)
    4. Реакция учащихся на компьютер (Урок для показухи, иногда, дают. Ученики впервые видят компьютер на уроке данного учителя, поэтому реагируют неадекватно.)
    Мне кажется, стоит включть такой критерий как ценность включения компьютера в урок. Какова цель использования компьютера? Так ли он был необходим? Порой компьютер просто заменяет картинки. Использование же компьютера как источника знаний для детей, когда они сами получают с помощью него информацию - вот это, на мой взгляд, действительно ИКТ в школе!
    Согласна с Алексеем Петровичем, что восприятие детей это очень важный фактор. По собственному опыту могу сказать, что "плодотворное" восприятие информации с экрана учениками наступает лишь после 10-11 занятия с использованием названной техники.
    Порой компьютер просто заменяет картинки.
    Иногда, и заменяет. Например, на уроках иностранного языка, чем я буду "крепить" детям на доску иллюстрации, вырезанные из журнала при введении новой лексики или для описания картинки по какой-либо теме.
    А вообще к каждому уроку создать презентацию - это прекрасно, чтобы не нужно было использовать "тряпку, доску и мел".
    Все зависит от креативности учителя.
    И ученикам намного интереснее, когда они видят , например, оформленный текст на экране,к которому учитель делает комментарии, чем разбираться в почерке учителя.
    Схема уже есть. Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий, – это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Для выбора схемы анализа такого урока необходимо учитывать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации. Самое главное – урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения.

    Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства.

    При анализе урока нужно прежде всего решить, целесообразно ли применение компьютерной техники на данном уроке. Во многом это зависит от выбранной педагогом методики, поэтому необходимо, в первую очередь, оценить обоснованность и правильность отбора методов, приемов, средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Компьютер не должен применяться на уроке ради формы.

    Работа и поведение учащихся на уроке также являются важными составляющими комплексного анализа урока с применением ИКТ. При оценке необходимо определить, как использование компьютерной техники отражается на активности учащихся, их работоспособности на различных этапах урока, как реализуется самостоятельная деятельность, возникает ли возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

    Особое внимание на уроке с применением компьютерной техники должно уделяться здоровьесберегающим технологиям. При анализе необходимо учитывать соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических требований к уроку. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны.

    Влияние использования ИКТ на результативность обучения непосредственно связано с оценкой степени обучающего (чему и в какой степени научились), воспитательного (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе урока), развивающего (что и в какой степени способствовало их развитию) воздействий проведенного урока. Необходимо проанализировать и то, как использование техники способствовало эффективному закреплению материала и оперативному контролю знаний учащихся и, как следствие, повышению качества обучения.

    Исходя из вышесказанного, можно предложить для проведения анализа и оценки урока с применением информационно-коммуникационных технологий следующую схему.

    Во-первых, анализируются методы деятельности учителя и ученика на всех этапах урока, на которых используются ИКТ.

    Во-вторых, анализируется деятельность преподавателя по следующим критериям:

    Методика использования ИКТ на этапах урока (применяется адаптированная методика использования средств ИКТ, применяется авторская методика использования средств ИКТ, используются электронные образовательные ресурсы как источник дополнительной информации по предмету).

    Методы использования средств ИКТ (выбранные методы использования средств ИКТ служат активизации познавательной деятельности учащихся, выбранные методы использования средств ИКТ способствуют решению дидактических задач урока, ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока).

    Организация учащихся при работе с использованием ИКТ (использование средств ИКТ повышает эффективность учебной деятельности учащихся, ИКТ используются как способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности учащихся, ИКТ дают возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении).

    Соблюдение санитарно – гигиенических требований (соблюдаются технические требования к проведению урока с использованием компьютера, соблюдаются эргономические требования к проведению урока в компьютерном классе).

    Влияние использования ИКТ на результативность обучения (использование средств ИКТ способствует достижению всех целей урока, использование средств ИКТ способствует эффективному закреплению материала, использование средств ИКТ способствует оперативному контролю знаний учащихся и повышению качества обучения).

    В-третьих, на основе, проведенного анализа, даются рекомендации и рецензия на урок:

    выполнение плана урока;
    достижение целей урока;
    как применение ИКТ способствует повышению эффективности и качества обучения;
    какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тем;
    общее заключение об уроке.
    Необходимо отметить, что систематический анализ учебных занятий, проведенных с применением ИКТ, и оформление материала в виде методических рекомендаций, позволяет разработать общую методику использования информационных технологий в учебном процессе.

    Посмотрите "Лист фиксирования использования средств ИКТ на образовательном мероприятии" и критерии оценивания урока с ИКТ на http://resource.ippk.ru/mediawiki/:
    Средства ИКТ обеспечивают активную познавательную позицию учащихся;
    Использование средств ИКТ соответствует образовательным стандартам и программе обучения;
    Использование средств ИКТ сопровождается проблемным вопросом, познавательной задачей;
    Средства ИКТ обеспечивают и повышают эффективность обучения
    Уместность применения ПК, степень самостоятельности педагога при работе с ПК, степень интерактивности предложенного ресурса/просто презентация или тест для класса или отдельных учащихся/, возможно провести анализ усвояемости материала - при использовании ПК и в традиционном уроке.
    Учащихся спросить, наконец, лучше воспринимается материал на таком уроке или нет.
    Да, кстати, это урок с использованием только компьютера учителя или все дети работают на технике в комп классе?
    Ответы №1 - №8 из 8

    Главная | Положение | Участники | Результаты | Рейтинг-2024 | Биржа труда | Гoстeвая | ЧаВо | Чат

    2001-2024 @ АНО "Компьютер и дети"
    Банк образовательных ресурсов
    Обсуждение разнообразных проблем в области образования
    Здесь Вы можете поделиться с коллегами опытом того, как можно без ущерба собственному достоинству, не потеряв уважения учащихся выйти из затруднительной ситуации
    Здесь Вы можете найти интересные факты по определенной
    теме, или поделиться имеющимися у вас наработками
    Здесь Вы можете задать вопрос, на который хотите
    получить ответ от своих коллег или специалистов
    Здесь Вы можете пройти тестирование по различным областям знаний,
    а так же создать свой тест
    Академия Интергуру
    Конкурс учительских команд (КУК)