Проект ИнтерГуру закрыт c 1 января 2013 г.
Интергуру - государство учителей.
    Главная    Положение    Участники    Результаты    Рейтинг-2025    Биржа труда    Гoстeвая    ЧаВо    Чат Нас уже 34031 чел.

Ведущий:

Ляпин
Александр
Петрович
 Колонка ведущего:
  • Еще раз хочу заострить ваше внимание на том, что территория Профи-консультант предполагает конкретные вопросы и конкретные ответы! Придерживайтесь простого правила: отвечайте именно на вопрос, а не комментируйте ответы других участников! А если Вы не согласны с предыдущими ответами, можно написать авторам лично через SOS.

  • 09.03.11


  • Знаете ли вы...
    ... что найти вопрос по его номеру можно, указав номер вопроса в графе поиск!

  • 28.11.10


     Рубрикатор:
    Инфотека
    Педсовет
    Педагогический класс
    Коллекция фактов
    Профи-консультант
    Тест-центр
    Академия
    Конкурсный зал
    Детская территория



    Stalker TOP
      Новости   Правила   Разделы   Рейтинг   Топ-100   Номинации   ВиО

    Просмотр ответов на вопрос:

    Вернуться Вернуться 

    / Теория и методика /

    Что такое компетентностный подход? Какие есть способы формирования ключевых компетенций?
    Ответы №1 - №6 из 6
    Это должен знать каждый, у кого есть цель остаться работать в школе после её модернизации.

    Абсолютных понятий, закрепленных в жетких определениях, нигде не существует.
    Ведь приходится не только слова произнести, но и целенаправлено их реализовывать.
    На ответ Редюхина В.И. от 05 апреля 2004 г. 4:48:00:
    Это должен был знать каждый, у кого была цель остаться работать в школе после "модернизации", уже завершившейся (где-то в 2002г.). Здесь уместнее говорить не о модернизации, но лишь о моде. Моде чиновников от образования время засорять свою речь словечками, по поводу которых кажый второй учитель хочет спросить "А что такое ...?" Но другой второй и вопрос задаст другой: А сами-то (чиновники) поняли, что сказали?
    Не знаю, что себе думали чиновники и ученые методисты, но мне известны как сами слова, так и различия между ними.
    Компетенция - право (или обязанность, например, того же чиновника) принимать какое-либо решение.
    Компетентность - способность принять по этому вопросу, как минимум, грамотное решение.
    Легко понять, что в жизни одно с другим стыкуется весьма не часто. Вспомните хотя бы принцип Питера: каждый чиновник стремится достичь уровня своей некомпетентности.
    "Компетентностный" - конечно же, восходит к английскому competence, а не к литературному русскому "компетенция" (лингвисты говорят про "коммуникативную компетенцию" в английском смысле, но это нельзя считать общеизвестным значением слова).

    Я вижу определённый парадокс в том, что цель введения этого термина - вроде бы дать более "жизненную" альтернативу традиционным "знаниям-умениям-навыкам", которые вроде бы слишком формализованы и представляют для школы "ценности-в-себе" - тогда как "компетентностный подход" предполагает ориентацию на решение конкретных проблем в конкретных ситуациях. Однако оценивать сформированность компетенций предполагают (и на Западе оценивают) с помощью ТЕСТОВ, то есть ещё более формализованной процедуры. И, разумеется, натаскивание на тестовые задания оказывается естественной реакцией на внедредение этого самого подхода.

    Окраска всего этого дела понятна: вестернизация образования, конкурентоспособность, Болонский процес, бла-бла-бла...
    А идеологи говорят: "На вопрос об отличиях компетентностной триады знания-понимание-навыки от привычных для России ЗУН докладчик ответил, что реально различия лежат в довольно тонких нюансах" (http://www.koo.paideia.ru/news/news001.phtml). То есть по сути следующее: "можно почти ничего не менять".

    А реальным способом формирования компетенции является создание штук, которые работают и нужны людям. Т.е., возможно, наряду с экспертной оценкой детских работ нужны ещё и какие-то квазирыночные механизмы?
    Ключевые компетентности характеризуются тем, что они:

    позволяют решать сложные (неалгоритмические) задачи;

    полифункциональны (позволяют решать разные задачи из одного поля);

    переносимы на разные социальные поля (разные области деятельности);

    требуют сложной ментальной организованности (включения интеллектуальных, эмоциональных качеств);

    сложно устроены и для реализации требуют целого набора навыков (навыки сотрудничества, понимания, аргументации, планирования и так далее);

    реализуются на разных уровнях (от элементарного до глубокого).




    "Учительская газета", 13 апреля 2004
    Модернизацию образования во многом сдерживает то, что вместо целостного социокультурного опыта ученики осваивают исключительно знания, хотя знаниевая парадигма терпит серьезный кризис. Невероятный поток информации, которая устаревает быстрее, чем ученик окончит школу, уже невозможно (и не нужно) “втискивать” в программы, тем более что существуют иные хранилища информации, нежели память ребенка. Попытки выйти за пределы предметно-знаниевого образования осуществлялись в системах развивающего обучения. Л. Занков делал акцент на ускорении общего интеллектуального развития детей за счет обучения на высоком уровне трудности, проблемности, индивидуализации, прохождения материала быстрым темпом и так далее.

    В. Давыдов особую роль отводил развитию теоретического мышления у младших школьников: они сначала овладевали теоретическими понятиями, которые потом служили инструментом построения способов деятельности в некоторых предметных областях.

    Немалый вклад внесли разработки, основанные на принципе проектирования образовательных систем. Например, В.Ильин полагал, что образование должно формировать “целостную личность”, при этом в его структуре должны быть отражены основные ситуации жизнедеятельности человека, ценности общества, в котором он живет.

    Выход за рамки знаниевой парадигмы пытались реализовать разработчики организационно-деятельностных игр, авторы проектного метода обучения, школы “диалога культур”, создатели интегрированных учебных курсов, в процессе которых учащимся предлагалось решение изобретательских задач, и так далее. Первопроходцы исходили из того, что существуют “два образования” — “явное”, в котором учебные программы подлежат обязательному усвоению, а усвоенные знания — контролю, и “скрытое”, способствующее формированию компетентности, личностного опыта и других показателей образованности, которые нельзя сложить из набора знаний и умений. Весь фокус в том, что бывшее ранее побочным, теперь становится приоритетным. Компетентностный подход выдвигает на первый план не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы.

    До недавнего времени компетентность связывалась исключительно с профессиональным образованием. Сегодня предлагается компетентностный подход к школьному образованию. Это ново для отечественной дидактики, поэтому возникает очень много самых разных вопросов, порой неприятных. Лично мне кажется, что переход от предметно-знаниевой модели образования к компетентностной не должен заключаться в замене одной модели другой. Возможно, знаниево-академическая система будет реализовываться в начальной и основной школе, компетентностная — в старшей профильной. Наверное, обе модели могут использоваться одновременно. Очевидно, возникнут такие формы построения образования, когда в интегрированных курсах предметные области будут сочетаться со сферами компетентности. Словом, возможны варианты, самое главное, чтобы их разработка, их выбор не навязывались сверху, а стали результатом модернизации теоретических основ конструирования образовательных систем.

    Виктор БОЛОТОВ,

    руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

    Компетенция - это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.
    компетентность- совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
    Учебно-познавательная компетенция - это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности.Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.
    Информационная компетенция - это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
    Коммуникативная компетенция - это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями.
    Названные компетенции позволяют осмысленно применять комплекс профессиональных знаний, умений и способов деятельности в дальнейшей жизни.
    О.А.Ильиченко, к.п.н
    www.mesi.ru
    Одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов. Под проектом понимается специально органи-зованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленно-го в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. То есть метод проектов является технологией, которая позволяет учителю формировать педагогические ситуации по различным основаниям (ситуация неопределенности, кооперации и т.п.) и на основе различного пред-метного содержания. Компетенции, в свою очередь как проявляются, так и формируются в ситуации.
    Поэтому метод проектов является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетенций учащихся, поскольку универсален по отношению к предметному содержанию и, как показывает мировая педагогическая практика, эффективен.
    http://mega.educat.samara.ru/builder/files/lab/c_33578/5786.doc
    Ответы №1 - №6 из 6

    Главная | Положение | Участники | Результаты | Рейтинг-2025 | Биржа труда | Гoстeвая | ЧаВо | Чат

    2001-2025 @ АНО "Компьютер и дети"
    Банк образовательных ресурсов
    Обсуждение разнообразных проблем в области образования
    Здесь Вы можете поделиться с коллегами опытом того, как можно без ущерба собственному достоинству, не потеряв уважения учащихся выйти из затруднительной ситуации
    Здесь Вы можете найти интересные факты по определенной
    теме, или поделиться имеющимися у вас наработками
    Здесь Вы можете задать вопрос, на который хотите
    получить ответ от своих коллег или специалистов
    Здесь Вы можете пройти тестирование по различным областям знаний,
    а так же создать свой тест
    Академия Интергуру
    Конкурс учительских команд (КУК)