|
Еще раз хочу заострить ваше внимание на том, что территория Профи-консультант предполагает конкретные вопросы и конкретные ответы! Придерживайтесь простого правила: отвечайте именно на вопрос, а не комментируйте ответы других участников! А если Вы не согласны с предыдущими ответами, можно написать авторам лично через SOS.
09.03.11
|
Знаете ли вы...
... что найти вопрос по его номеру можно, указав номер вопроса в графе поиск!
28.11.10
|
|
|
|
|
|
Просмотр ответов на вопрос:
Вернуться
/ Теория и методика /
Какова роль жестов и поз в нашей работе?
|
Позы, жесты, мимика, интонации - всё это наряду со словами служит средством передачи информации. От слов же всё это отличается прежде всего тем, что очень плохо контролируется сознанием. Причём не только при передаче информации, но и при её приёме. Поэтому совершенно ошибочна расхоая точка зрения, что якобы можно как-то при помощи жестов "читать мысли" другого. Т.е. буквально как свои. --- Прежде всего, это связано с тем, что при помощи т.наз. невербальных средств общения передаются не столько некие смыслы-значения, сколько эмоции, чувства, отношение. Кроме того, здесь нет некого "атома" общения, некой неделимой единицы информации, коей в речи является Фонема. Поэтому "чтение" жестов в большей степени связано не столько с логическим пониманием чего-то, сколько с развитием опредеённого вида чувствительности. В групповой работе тренинги, направленные на развитие такого рода чувствительности, так обычно и называются: тренинги сензитивности:-) --- Чувствительность эта п освоей сути близка к эмпатии К.Роджерса. косвенным подтверждением этого также м.б. тренинговые программы навыков недирективного консультирования. Точнее, их части, посвящённые развитию эмпатии - уж больно они похожи на тренинги этой самой сензитивности:-) Однако, следует помнить, что эмпатия - один из элементов триады Роджерса, куда также входят конгруэнтность и безусловное принятие. Относительно темы вопроса можно сказать, что конгруэнтность - это то, что позволяет нам (автоматически, неосознанно) выражать невербально именно то, что мы чувствуем, а безусловное принятие - чувствовать что-то, что собеседнику не совсем уж противно:-) --- Таким образом, невербальные средства общения м.б. мощным "орудием труда" любого, кто по роду деятельности работает с людьми. В т.ч. и педагога. И залогом успеха использования этих средств является не столько образование, сколько определённая "психологическая зрелость". Которая, впрочем, может быть развита и в тренингах.
|
|
Добавьте сюда ещё мимику дети её прекрасно понимают.
|
|
Никак не могу согласиться с заслужившим "десятку" тезисом "очень плохо контролируется сознанием"! Это смотря чьим сознанием. Тот, кто даже разобраться в этом не захочет, разумеется, и проконтролировать ничего не сумеет. Как говорят, любому ремеслу нужно сначала научиться. Но, например, великолепно овладел жестикуляцией и весьма эффективно ее использовал наш первый президент Б.Н.Ельцин. И если, как любять говорить дети, не пудрить мозги малопонятной наукообразной терминологией, то не только разобраться можно практически на детском же уровне понимания, а и самому овладеть этим искусством, как минимум, не хуже Бориса Николаевича. Самое серьезное препятствие здесь состоит лишь в том, что многие (и особенно дети) просто стесняются жестикулировать (в значительной степени, как раз из-за боязни быть неправильно понятыми и показаться смешными). Разумеется, короткий формат не позволяет излагать здесь пространные объяснения. Однако один пример вполне впишется. Сколько людей гибнет под колесами автомашин, "не договорившись", кто кому должен уступить дорогу. А ведь хватило бы единственного жеста! Либо выставить ладонь, как бы перекрывая дорогу (за полста лет не помню случая, чтобы в ответ водитель не затормозил). Либо, наоборот, помахать ладонью, чтобы проезжал быстрее и не задерживал.
|
|
Подавляющее большинство учителей в традиционной школе используют на уроке вербальный язык как основной. Они сами говорят около 70 процентов отведенного для урока времени. Они слишком активны и этим парализуют активность ребят. С другой стороны, предполагается, что главным воспринимающим каналом должен быть аудиоканал (ребенок обязан слушать). А ученик по своей ребячьей природе невербал и кинестетик, и он воспринимает мир через ощущения и движение. Он жаждет активности. Это основное и самое трагичное несоответствие способа обучения и природы ребенка. Общение происходит на разных языках. Если, вообще, происходит. И все проблемы непослушания и дисциплины во многом есть элементарная природная блокировка организма ребенка против чуждого, неприемлемого и на подсознательном уровне способа воздействия на него. Этот глобальный для традиционной школы парадокс является кардинальным в переосмыслении труда учителя и его профессионализма.
Подробнее см.Евгений Кожара http://teacher.fio.ru/news.php?n=1317&c=92
|
|
Я в меру своей второй профессии (актер), на самом деле, жестикулирую очень много. Мне самому акт сподручней. И я этого абсолютно не стесняюсь. Наоборот, многие говорят, что так даже понятней, чем когда учитель стоит и объясняет. вытянув руки по швам. Не спорю, что иногда это выглядит весьма комично. ;)
|
|
Роль жестов и поз особенно в работе учителя физкультуры очень важна!!! Тут даже и не надо слов, сами понимаете. Если буду только рассказывать, как метать мяч, то вряд ли сразу дети начнут его правильно метать.
|
|
Если вы привыкли махать руками, то на уроке это детей будет только отвлекать. Но если вы своим жестом акцентируете их внимание на каком либо месте пространства, то это приведет к лучшему запоминанию данного места, то есть вы включаете исскуственно на большую отдачу зрительную память. К сожалению, обычная система изучения нового материала, когда ученик по мере объяснения учителем материала записывает его в тетрадь, продолжает место быть и является, на мой взгляд, одним из негативных факторов, влияющих на эффективность запоминания.
|
|
|
|
|