|
Еще раз хочу заострить ваше внимание на том, что территория Профи-консультант предполагает конкретные вопросы и конкретные ответы! Придерживайтесь простого правила: отвечайте именно на вопрос, а не комментируйте ответы других участников! А если Вы не согласны с предыдущими ответами, можно написать авторам лично через SOS.
09.03.11
|
Знаете ли вы...
... что найти вопрос по его номеру можно, указав номер вопроса в графе поиск!
28.11.10
|
|
|
|
|
|
Просмотр ответов на вопрос:
Вернуться
/ Теория и методика /
Что такое программированное обучение?
|
http://www.mtu-net.ru/psi/st/087900.htm Программированное обучение — система методов и средств обучения, основой которого выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения материла. Разработаны специальные программированные учебные пособия по различным учебным предметам, которыми учащиеся могут пользоваться самостоятельно, в соответствии с своими индивидуальными особенностями, уровнем развития, индивидуальным темпом. Процесс управления обучением в этих пособиях строится на основе предъявления учащемуся материала в виде специальных единиц, соответствующих шагу усвоения и предполагающих решение контрольных заданий. При правильном решении учащийся получает подтверждение о правильности решения и указание о переходе к следующему учебном задании, а при неправильном решении — разъяснение допущенной ошибки и указание на необходимость повторного выполнения того же или сходного учебного задания. Были разработаны системы линейного и разветвленного программированного обучения. В настоящее время в программированном обучении используются адаптивные системы на базе компьютера.
|
|
Программированное обучение — система методов и средств обучения, основой которого выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения материла. Разработаны специальные программированные учебные пособия по различным учебным предметам, которыми учащиеся могут пользоваться самостоятельно, в соответствии с своими индивидуальными особенностями, уровнем развития, индивидуальным темпом. Процесс управления обучением в этих пособиях строится на основе предъявления учащемуся материала в виде специальных единиц, соответствующих шагу усвоения и предполагающих решение контрольных заданий. При правильном решении учащийся получает подтверждение о правильности решения и указание о переходе к следующему учебном задании, а при неправильном решении — разъяснение допущенной ошибки и указание на необходимость повторного выполнения того же или сходного учебного задания. Были разработаны системы линейного и разветвленного программированного обучения. В настоящее время в программированном обучении используются адаптивные системы на базе компьютера. Это точка зрения психологов. --[Ответ один-в-один как у Лежниной М.А. Ведущий.]--
|
|
Управляемым обучением, при всех прочих оптимальных условиях, обычно считают такое, при котором контролируется каждый шаг в продвижении каждого обучаемого. При этом, преподаватель непрерывно получает информацию о том, как ученик на каждом этапе работы усваивает определенные знания или овладевает определенными умениями и навыками, при условии, что новый материал дается в зависимости от характера усвоения предыдущего материала. Безусловно, преподаватель не контролирует и не может контролировать процесс усвоения знаний и ход умственного развития в процессе обучения во всех деталях и звеньях в каждый момент в отношении каждого ученика. Преподаватель имеет лишь самое общее представление о том, как усваивается материал (информацию об этом он получает лишь эпизодически), в преподавании он, как правило, ориентируется на среднего ученика, а не на индивидуальные возможности каждого. В этих условиях преподаватель, конечно, не может по-настоящему управлять процессом обучения., преподаватель непрерывно получает информацию о том, как ученик на каждом этапе работы усваивает определенные знания или овладевает определенными умениями и навыками, при условии, что новый материал дается в зависимости от характера усвоения предыдущего материала. Безусловно, преподаватель не контролирует и не может контролировать процесс усвоения знаний и ход умственного развития в процессе обучения во всех деталях и звеньях в каждый момент в отношении каждого ученика. Преподаватель имеет лишь самое общее представление о том, как усваивается материал (информацию об этом он получает лишь эпизодически), в преподавании он, как правило, ориентируется на среднего ученика, а не на индивидуальные возможности каждого. В этих условиях преподаватель, конечно, не может по-настоящему управлять процессом обучения.
Один из возможных путей - специальная организация процесса усвоения как процесса заданного. Наиболее разработанной в этом направлении является система обучения, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперина). Соответственно этому строится и процесс обучения - по этапам, почему и называется поэтапным. Прежде всего, определяется ориентировочная основа действия, разметка действия, разбивка на операции для предварительного представления о задании, предварительной ориентировки в нем. Существует три основных типа ориентировки [26]: 1. основу первого типа составляют только образцы (действия и продукта). Никаких указаний о том, как выполнять это действие не дается. Ученик действует сам, очень медленно, путем проб и ошибок.
2. основа второго типа уже содержит все указания на то, как выполнять действие с новым материалом. Обучение этому типу идет значительно быстрее и почти без ошибок.
3. ориентировка третьего типа связана с планомерным обучением анализу новых заданий, который позволяет выделить условия их правильного выполнения. При обучении с ориентировкой по третьему типу ошибки весьма незначительны, сформированные действия обнаруживают почти неограниченную возможность их переноса в новые условия. Данная концепция не признается безоговорочно всеми психологами. Указывается, например, что неправомерно обособлять внутреннюю речь от первых двух этапов: внутренняя речь, как форма внутреннего развития мысли, важна на всех этапах познавательного процесса и является речевым средством выражения действий. Сами же умственные действия многообразны по своей психологической структуре, и едва ли имеют основания сводить их к указанной трехчленной схеме.
|
|
Программированное обучение может быть как машинным (с применением технических средств), так и безмашинным. Программированное обучение предполагает такую организацию обучения, когда обучающийся не может сделать следующего шага в усвоении, не овладев предыдущим. Для этого учебный материал расчленяется на небольшие порции (которые называются шагами, кадрами, дозами), располагающиеся в строгой логической последовательности, Такое построение учебного материала называется программой. Указанные порции последовательно предъявляются ученикам и могут адресоваться как зрительному анализатору (в виде текста, чертежей, схем, рисунков), так и слуховому (аудиокассеты) или и тому и другому одновременно Прежде чем получить следующую порцию знаний, ученик должен должным образом доказать, что он усвоил предыдущее, т.е. должен правильно выполнить некоторое действие. Таким образом, ученик все время дает информацию о том, как он усваивает материал. В зависимости от действия ученика определяется возможность перейти к следующей порции, либо предъявляется предыдущий кадр в новой интерпретации для повторного изучения, Эти операции может производить обучающая машина, либо такой ход может определяться преподавателем. Обратная связь действует все время и позволяет регулировать процесс в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения. Обеспечивается активность каждого ученика, так как отсутствие активности немедленно обнаруживается, скрыть это невозможно. И, наконец, каждый ученик обучается в оптимальном для него темпе, ритме и стиле. Работая с программированными учебниками такого типа, учащиеся учатся анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений, самостоятельно устанавливать причинно - следственные связи на основе этого понимать и усваивать материал. В заключение надо сказать, что программированное обучение не устраняет преподавателя, не снижает его влияния на учебный процесс, а освобождает его от черновой работы. В этих условиях преподаватель сможет активнее влиять на ход учебного процесса, успешнее осуществлять индивидуальный подход в обучении. Принцип индивидуализации обучения исходит от необходимости ориентироваться в обучении на реальные типы учеников. Наилучшим образом этот принцип реализует программированное обучение. Это со ссылочки, которая не открывается:). Гугл ее четвертой выдает.:)
|
|
После отечественной войны в стране "народ разбаловался", военные напряги ушли, возник риск падения дисциплины... Стали нужны обучающие технологии, которые привели бы "ум и поведение людей в порядок". В том числе и для точного выполнения инструкций и уставов в армии. Гальперин в начале 50-х получил большой заказ (финансы от военного ведомства) на разработку такого типа обучающих технологий. Возникла теория поэтапного формирования умественных действий и программированное обучение первого типа для его обеспечения. (См. выше) Давыдов всю жизнь боролся с механицистизмом этого подхода. И в результате этой борьбы, как описал Шварц в "Драконе" в 70-х создал развивающее обучение как еще более изощренный механизм "делания людей по заказу". Появились обучающие программы разного типа второго поколения. Ведь и само развивающее обучение стартует с создания модели (и программы) вместо любого "живого" процесса. Верхом совершенства программирования, как возможного зомбирования людей, стали разработки Г.П. Щедровицкого по системо-мыследеятельностнолму подходу и организационно-деятельностные игры (ОДИ). Это социальные программы третьего поколения. В таком взгляде на программирование ничего страшного нет, так как процесс функционирования и воспроизводства культурных норм является базовым для человеческой цивилизации, наряду с процессами проектироваия как ухода от проблем или процессом сценирования как удержанием традиций и их возможным ветвлением. Страшно другое - упереться только в один единственный подход. Мы все - разные. В синергетике, казалось бы, программ нет, но есть "параметры порядка" в которые все и упирается... И куда денешься - изменчивость и стабильность, это части одного целого. Как в компьютере:=)))
|
|
Существуют различные оценки этого вида педагогических технологий: 1. С одной стороны - это разделение учебного материала на разделы, темы, разделы и т.д. Это трактование программирования в обучении и есть процесс составления последовательности действий (алгоритм). 2. С другой стороны - это система научной организации труда педагогов и учащихся и педагогическая система, призванная заменить традиционное обучение. 3. Есть и третье мнение - некоторая кибернетическая дидактика, как новый метод обучения, как особый вид самостоятельной работы. Впервые серьезно заговорил о программированном обучении в 1954 г. Б.Ф. Скиннер. Он предложид строить учебный процесс в полном соответствии с психологическими знаниями о нем. Скиннер и его школа выявили следующие законы: 1. Закон эффекта (подкрепления). Если свзяь между стимулом ти реакцией сопровождается состоянием удовлетворения, то прочность связей нарастает, и наоборот, значит в процессе обучения должно быть больше положительных эмоций. 2. Закон упражнений. Чем чаще проявлется связь между стимулом и реакцией, тем она прочнее. 3. Закон готовности. На каждой связи между стимулом и реакцией лежит отпечаток нервной системы в его индивидуальном, специфическом состоянии.
|
|
Научимся программировать - научимся обучатьА.Берг
Программированное обучение возникло в начале 50-х годов ХХ в., когда американский психолог Б. Скиннер предложил повысить эффективность управления усвоением материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и их контроля. Впоследствии Н.Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля предлагали ученику различный материал для самостоятельной работы. Дальнейшее развитие технологии программированного обучения будет зависеть от разработки путей управления внутренней психической деятельностью человека. Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации (“кадров”, файлов, “шагов”), подаваемых в определенной логической последовательности.
Принципы программированного обучения (по В.Я. Беспалько)
Первым принципом программированного обучения является определенная иерархия управляющих устройств.
Термин “иерархия” означает ступенчатую соподчиненность частей в каком-то целостном организме (или системе) при относительной самостоятельности этих частей. Поэтому говорят, что управление таким организмом или системой построено по иерархическому принципу.
Уже структура технологии программированного обучения (объединение систем (1+2+7+8, см. п. 2.4.) свидетельствует об иерархическом характере построения ее управляющих устройств, образующих, однако, целостную систему. В этой иерархиии выступает в первую очередь педагог (системы 1 и 7), управляющий системой в наиболее ответственных ситуациях: создание предварительной общей ориентировки в предмете, отношение к нему (система 1), индивидуальная помощь и коррекция в сложных нестандартных ситуациях обучения (система 7).
Сущность второго принципа – принципа обратной связи вытекает из кибернетической теории построения преобразований информации (управляющих систем) и требует цикличной организации системы управления учебным процессом по каждой операции учебной деятельности. При этом имеется в виду не только передача информации о необходимом образе действия от управляющего объекта к управляемому (прямая связь), но и передача информации о состоянии управляемого объекта управляющему (обратная связь).
Обратная связь необходима не только педагогу, но и учащемуся; одному – для внимания учебного материала, другому – для коррекции. Поэтому говорят об оперативной обратной связи. Обратная связь, которая служит для самостоятельной коррекции учащимися результатов и характера его умственной деятельности, называется внутренней. Если же это воздействие осуществляется посредством тех же управляющих устройств, которые ведут процесс обучения (или педагогом), то такая обратная связь называется внешней. Таким образом, при внутренней обратной связи учащиеся сами анализируют итоги своей учебной работы, а при внешней это делают педагоги или управляющие устройства.
Третий принцип программированного обучения состоит в осуществлении долгового технологического процесса при раскрытии и подаче учебного материала. Выполнение этого требования позволяет достичь общепонятности обучающей программы.
Шаговая учебная процедура – это технологический прием, означающий, что учебный материал в программе состоит из отдельных, самостоятельных, но взаимосвязанных, оптимальных по величине порций информации и учебных заданий (отражающих определенную теорию усвоения знаний учащимися и способствующих эффективному усвоению знаний и умений). Совокупность информации для прямой и обратной связи и правил выполнения познавательных действий образует шаг обучающей программы.
В состав шага включаются три взаимосвязанных звена (кадра): информация, операция с обратной связью и контроль.
Последовательность шаговых учебных процедур образует обучающую программу – снову технологии программированного обучения.
Четвертый принцип программированного обучения исходит из того, что работа учащихся по программе является строго индивидуальной, возникает естественное требование вести направленный информационный процесс и предоставлять каждому учащемуся возможность продвигаться в учении со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна, а в соответствии с этим возможность приспосабливать и подачу управляющей информации. Следование принципу индивидуального темпа и управления в обучении создает для успешного изучения материала всеми учащимися, хотя и за разное время.
Пятый принцип требует использования специальных технических средств для подачи программированных учебных материалов при изучении ряда дисциплин, связанных с развитием определенных черт личности и качеств учащихся, например, хорошей реакции, ориентировки. Эти средства можно назвать обучающими, так как ими моделируется с любой полнотой деятельность педагога в процессе обучения.
|
|
|
|
|