Проект ИнтерГуру закрыт c 1 января 2013 г.
Интергуру - государство учителей.
    Главная    Положение    Участники    Результаты    Рейтинг-2025    Биржа труда    Гoстeвая    ЧаВо    Чат Нас уже 34031 чел.

Ведущий:

Ляпин
Александр
Петрович
 Колонка ведущего:
  • Еще раз хочу заострить ваше внимание на том, что территория Профи-консультант предполагает конкретные вопросы и конкретные ответы! Придерживайтесь простого правила: отвечайте именно на вопрос, а не комментируйте ответы других участников! А если Вы не согласны с предыдущими ответами, можно написать авторам лично через SOS.

  • 09.03.11


  • Знаете ли вы...
    ... что найти вопрос по его номеру можно, указав номер вопроса в графе поиск!

  • 28.11.10


     Рубрикатор:
    Инфотека
    Педсовет
    Педагогический класс
    Коллекция фактов
    Профи-консультант
    Тест-центр
    Академия
    Конкурсный зал
    Детская территория



    Stalker TOP
      Новости   Правила   Разделы   Рейтинг   Топ-100   Номинации   ВиО

    Просмотр ответов на вопрос:

    Вернуться Вернуться 

    / Теория и методика /

    Как провести лекцию? Интересную слушателям, яркую, запоминающуюся. Какие методы подготовки и разработки, приемы ведения лекции можно для этого использовать? Что рекомендуете почитать по этой теме?
    Ответы №1 - №8 из 8
    Рекомендую прочитать Н.И. Зильберберг "Урок математики: подготовка и проведение", где этому вопросу посвящена вторая глава. Причем отдельно рассматривается подготовка лекций для младших школьников идля старших. По зильбербергу любая лекция делится на вступление, основной текст и заключительную часть. Во вступительной можно применить один из 6 приемов. 1) показать ограниченность знаний 2) исторический экскурс с примерами практического применения
    3) рассказ о выдающихся личностях, занимающихся этой темой
    4) практическая работа по поиску закономерностей, которые будут исследованы в основной части 5) формулировка практических задач 6)Предложение нескольких вариантов и просьба их оценить.
    "Лекция же - это жизнь, она похожа на свершающееся перед всеми действие, и лектор должен пользоваться всеми данными, пока он не почувствует, что в мысли слушателей проникла та идея, которую он хотел в них запечатлеть" Космодемьянский А. А., то есть лекция не должна быть ни в коем случае пересказом учебника. И не должна быть монологом. Лучше всего, чтобы вопросы задавал и сам лектор, и чтобы аудитория не дремала, а тоже уточняла и дополняла своими вопросами и ответами.
    Здесь "Советы лекторам" автор А.Ф.Кони
    http://www.ibmh.msk.su/vivovoco/VV/PAPERS/BONMOTS/LECTURE.HTM

    § 1
    _____Необходимо готовиться к лекции; собрать интересное и важное, относящееся к теме - прямо или косвенно, составить сжатый, по возможности, полный план и пройти по нему несколько раз. Еще лучше - написать речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух.
    _____Письменное изложение предстоящей речи очень полезно начинающим лекторам и не обладающим резко выраженной способностью к свободной и спокойной речи.
    _____План должен быть подвижным, то есть таким, чтобы его можно было сокращать без нарушения целого.

    § 2

    _____Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это - важно помнить, так как психическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой.

    и ещё 19 пунктов, несколько подробных с примерами


    Советы Э.Б.Ершова.

    19.01.1999

    1. Не полагайся на предшественников. Выдели отдельный блок типа моего “Необходимые сведения из линейной алгебры”, куда отнеси материал, без которого понимание невозможно, но который не является предметом курса. Дай его сразу за первой обзорной лекцией.

    2. Обзорную лекцию читай дважды – один раз в начале курса, второй раз в самом конце. Они второй раз пройдутся по той же местности, но теперь как по знакомой, зададут новые вопросы. На этих заключительных лекциях еще раз обозначь границы (мол, а дальше – неведомая земля).

    3. Различай содержимое твоей головы и форму его представления. Речь и письмо по определению линейны, а представление лектора о предмете по меньшей мере двумерно, как карта. Поэтому нужно, чтобы они периодически возвращались мыслью к уже прочитанному две, три лекции назад.

    4. Давай им работу, для которой нужен весь прочитанный материал. Для этого удобно иметь задачки, решая которые они должны будут привлекать материал с первой лекции по текущую.

    5. Вот тебе принципы составления задач: они должны быть однотипными с разными условиями сложности (два-три) плюс четыре-пять повышенной сложности для возможных фанатов.

    6. Будь готов к пост-лекционному периоду. В конце курса из 50 человек к тебе подойдет человека два-три, которые захотят как-то продолжить общение с тобой или с предметом, или с вами обоими (например, с просьбой дать почитать что-то более продвинутое). Будь готов им что-то дать или указать, ради этих подошедших ты и читал всем остальным.

    7. На каждую лекцию бери что-нибудь интересное, захватившее тебя – книгу, журнал, исследование. Показывай им как что выглядит (источники, перечни, статистика, интернетные ссылки и т.д.).

    8. Мани неизвестным. Обозначай в ходе чтения лекций границы, за которыми неведомая земля, “а вот эта проблема в настоящее время не решена”.

    9. Продумай механику. Техническая подготовка – реши, какие таблицы, слайды тебе нужны. Приготовь их. Заранее разложи в том порядке, в котором нужно.

    10. Не тормози на механике. Если какую-то таблицу надо искать и если это тормозит процесс, лучше пропусти – ущерб от падения энергии в аудитории больше, чем от пропуска одной из многих таблиц. Если пропущенное важно, вернись к нему в начале следующей лекции.

    11. Добейся дисциплины, вообще установи нормы поведения на первой лекции, лучше явно (“договор между преподавателем и аудиторией”).

    12. Давай им отдыхать. Помни - постоянное внимание утомляет, даже если им интересно.

    13. Шути, но не будь циничным.

    http://www.sapov.ru/staroe/si04.html

    ещё можно посмотреть здесь:
    http://vivovoco.usu.ru/VV/PAPERS/SCILANG/SCILANG.HTM
    ссылки на статьи
    А.С. Орлов, «Академик А.Н. Крылов - знаток и любитель русской речи»
    А.К. Скворцов, «О языке современной русской научной литературы»
    V. Booth, «Writing a Scientific Paper»
    С.С. Кутателадзе, «Russian-to-English in Writing»
    К.И. Чуковский, «Живой как жизнь (Разговор о русском языке)»
    Тоже советы
    Инструкция для читателя научных статей
    Л. Солимар, «Как писать научные статьи»
    Д.Г. Уилкинсон, «Как пользоваться диапозитивами»
    К. Дарроу, «Как выступать на заседании...»
    Д.Е. Грей, «Отчеты, которые я читал...»
    Cоветы со стороны
    П.Р.Халмош, "Как писать математические тексты"
    Ещё один сайт:http://www.mediaterra.ru/rhetoric/01.htm
    "Как известно, что о человеке судят главным образом по тому, что он говорит и как говорит.

    Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные мыслить самостоятельно, вырабатывать оригинальное решение актуальной для определенной области жизни проблемы, точно и понятно для всех сформулировать его, вызвать к нему интерес не только собеседников, но и оппонентов и сделать их своими единомышленниками. А для этого нужно ещё и отработать систему доказательств оптимальности и необходимости реализации своей идеи.

    Слово - важнейшее средство коммуникации. Яркое, страстное слово во все времена оказывало большое влияние на людей, их убеждения и поступки. Высказывая то или иное суждение, оратор воздействует на слушателей, подчиняет их логике своих мыслей, владеет движением души собеседника.

    Человек, обладающий риторическими навыками и умениями, владеющий основными нормами литературного языка, чувствует себя уверенно в различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения. А это очень важно для успешного решения постоянно возникающих проблем в любом деле, что дает возможность в условиях открытого общества более полно реализовать гуманитарные ценности и поднять рейтинг современного образованного человека.

    На нашем сайте мы предлагаем Вам возможность получить знания по программе "Культура речи" и пройти соответствующий курс обучения.

    Мы научим Вас:

    методам подготовки различных видов публичных выступлений,
    теории и практике полемического мастерства,
    обучим умению вести конструктивный диалог,
    культуре делового общения и т.д. "
    Очень понравился сайт, много информации, будет достаточно для серьёзного обучения
    Не очень разбираюсь в педагогике, но попробую:-)
    ---
    Главноое преимущество лекционной формы состоит в том, что один человек может сразу довольно много народу учить и с ними как бы общаться. Довольно удобно: аудитория побольше, кафедра повыше... Вещай себе, вроде как и нет никого. Тем более, что поведение аудитории во время лекци довольно жёстко регламентировано.
    ---
    Отсюда и главный недостаток лекций - в том, что обучающиеся в процессе обучения довольно пассивны. Сидят себе и слушают, их так и называют: "слушатели". В итоге из всей информации (даже у хорошего лектора) выносится что-то около 20%. Таким образом, представляется важным по возможности "активизировать" процесс. Не в ущерб, конечно, главному достоинству;-)
    ---
    Прежде всего, неплохо бы по возможности убрать ту механическую рутину, что связана с конспектированием лекций. Хорошо, если материал лекции, пусть даже в сжатом виде, можно где-то прочесть. Или услышать, или увидеть, чем чёрт не шутит;-) Очень хорошо, если такой материал доступен ещё до начала лекции. Это не обязательно дожна быть точная копия того, что лектор скажет и(или) покажет во время самой лекции. Пусть это будут какие-то основные мысли, что-то такое, что лектору ну очень хотелось бы увидеть в конспектах слушателей. Предельно кратко, идеальный вариант - лист А4, максимум - два. Если такие листы в небольшом количестве раздать слушателям на предыдущей лекции;-), то все желающие смогут сделать для себя копию. Кто хочет, конечно может конспектировать, но таких обычно немного.
    ---
    Далее - про различные дискуссии. Они здорово активизируют:-) Но дискуссия - это когда человек 15. Если их 50, то это уже митинг. А не хотелось бы, поскольку лектору и самому сказать что-то хочется, на что по ходу митинга времени может просто не хватить. Пример - с тренинга публичного выступления. Одна дама спрашивает аудиторию:"Есть ли такие, кому бомжей не жалко?" или что-то в этом духе. Вопрос вроде как риторический. А я возьми и ляпни, мол мне не жалко, мол чего их, люмпенов, жалеть-то, и так забот полно. Что тут началось;-) Конечно, временной регламент выступления эта дама превысила.
    ---
    Так что идеальный вариант - это если лектор сам с собой дискутирует. Это как-то даже называется, то ли "проблемная", то ли "проблемно ориентированная" лекция. Если что-то у аудитории и спрашивать, то так, чтобы ответ был предсказуем в 99% случаев:-)
    ---
    В смысле активности хорошо бы учесть и тот факт, что лекции слушают люди, как правило, мотивированные. Чаще всего, мотивированные получением профессионального образования. Поэтому было бы неплохо, если бы слушатели понимали, как материал лекции может быть связан с их профессией. Причём чем конкретне, тем лучше. Совершенно необязательно, чтобы они это "понимали" в течение ВСЕЙ лекции, достаточно несколько раз за лекцию. И хотя бы однажды - обязательно:-) Очень приятно уходить с лекции и думать, что ты что-то ДЕЛАТЬ научился...
    1. Нужно хорошо самому владеть материалом лекции.
    2. Иметь опыт работы по той теме, которую рассказывешь.
    3. Желательно яркие иллюстрации (видео фильмы, демонстрации и т. д.)
    4. Веделять основное и на нем акцентрировать внимание.
    5. Довать о только, что им потребуется на практике или при сдаче зачета.
    6. Выделять инциативную группу, что бы при пассивности основной массы слушателей через них включать всех в работу.
    7. Отмечать успехи и неудачи.
    8. Заинтересовывать к материалу через решение легких задач.
    9. Быть лаконичным и четким в определениях при прохождении особенно сложного материала. Давать как можно больше легких примеров поясняющих этот материал.
    10. Поддерживать высокий эмоцианальный тонус.
    Если вы проводите лекцию с использованием мультимедийной презентации:
    • Самое важное: центр внимания - это вы. Не слайды. Вы. Очень простая мысль, которую далеко не все осознают. Блестящий докладчик прекрасно держит зал без всяких слайдов, любыми подручными средствами и вообще без оных. Среднего - перелистывающего слайды и монотонно бубнящего в микрофон - никто не запомнит. И презентацию его не запомнят.
    • Стойте расслабленно, в “равновесной позе” - ноги на ширине плеч, руки свободно опущены, вес распределен равномерно. Не надо сцеплять руки, за спиной или перед собой. Не надо держать их в карманах. Не надо чесать нос. Когда я все это услышал в первый раз, то сильно озадачился - что же с ними делать? Рекомендации лучших public speakers - жестикулировать. Свободно и размашисто, подчеркивая то, что вы говорите. Это требует тренировки и поначалу чувствуешь себя по-дурацки, но оно того стоит.
    • Говорите не очень быстро, делая паузы в конце смысловых фраз - чтобы слушатели успевали осознать сказанное. Это для вас материал проговорен сорок раз, но аудитория слышит его впервые. Презентации из 147 слайдов за 20 минут - сущее проклятье. Выходишь с них с нулевым смысловым остатком. Здесь еще есть некий нехитрый секрет в том, что именно говорить - никогда не надо рассказывать все, что хочешь уместить в выступление - но об этом ниже.
    • Установите контакт глазами с кем-то одним и рассказывайте один-два абзаца только ему. Затем сделайте паузу, найдите глаза кого-то другого - и повторите упражнение. Это очень важно. И очень тяжело психологически поначалу: инстинктивная реакция любого человека перед залом - закрыться, скрестить руки на груди и не смотреть ни на кого. Научитесь держать контакт глазами всегда. Эти два пункта неплохо удаются господину Путину, кстати :)
    • Перемещайтесь по залу, медленно и уверенно, сохраняя глазной контакт. Не стойте на месте - пусть они следят за вами. Ни в коем случае не стойте, или хуже того, сидите за кафедрой. И уж конечно никогда, никогда не читайте по бумажке.
    • В записки подглядывать можно и ничего страшного в этом нет. Не надо воздевать глаза к небу, мычать и пытаться вспомнить, что должно быть дальше. Лучше сделать паузу, подойти к запискам, заглянуть в них и продолжить мысль. Оставляет совсем другое впечатление - проверено.
    Полный материал рекомендаций смотрите по ссылке: http://sundaybytes.com/good-presentations/
    Ответы №1 - №8 из 8

    Главная | Положение | Участники | Результаты | Рейтинг-2025 | Биржа труда | Гoстeвая | ЧаВо | Чат

    2001-2025 @ АНО "Компьютер и дети"
    Банк образовательных ресурсов
    Обсуждение разнообразных проблем в области образования
    Здесь Вы можете поделиться с коллегами опытом того, как можно без ущерба собственному достоинству, не потеряв уважения учащихся выйти из затруднительной ситуации
    Здесь Вы можете найти интересные факты по определенной
    теме, или поделиться имеющимися у вас наработками
    Здесь Вы можете задать вопрос, на который хотите
    получить ответ от своих коллег или специалистов
    Здесь Вы можете пройти тестирование по различным областям знаний,
    а так же создать свой тест
    Академия Интергуру
    Конкурс учительских команд (КУК)